Манипуляция людьми




Манипуляция людьми

Манипуляция людьми

Манипулятор осуществляет свои желания, используя других. Кто-то делает это невольно, а кто-то намеренно.

 

Часто манипулируют людьми для того, чтобы избежать какой-то деятельности. Игры такого рода наблюдаются в массовом порядке и в организациях, и в любых отношениях между людьми: между супругами, родителями и детьми, коллегами, начальником и подчинёнными. Часто речь идёт даже не о злонамеренности, просто компенсируется неумение общаться.

 

Умелое обращение с манипулятором предполагает зрелость личности – способность оставаться конструктивным и ясным, не поддаваться демагогии, чтобы не оказаться в ловушке, не играть с манипулятором в его игры. Увы, это непросто. Часто приходится слышать от руководителей фирм, а также читать в литературе, что чаще всего, если в коллективе появляется манипулятор, то ничего другого не остаётся, как его из коллектива удалить.

Поведение манипулятора можно предугадать, поэтому, как утверждает арабский психолог и консультант Сауд аль-Муалла, они стратегически управляемы: «Плохо, что мы сами часто способствуем их успеху: боимся их и позволяем сухими выходить из воды, из чувства почтительности стараемся им угодить, чтобы не вызвать их гнев».

 

Злонамеренного манипулятора Сауд аль-Муалла называет врагом и отношения с ним  - поединком, советуя использовать против манипулятора его же оружие – манипулирование: «В мире жестокой конкуренции мы часто чувствуем себя, как на тропе войны, которой может оказаться и офис, и бизнес, и политическая арена, и всё, что угодно, где в качестве оружия используется манипулирование. Примите это как вызов, тактическую игру или опыт личного развития!»

 

Мирный отпор против манипуляции людьми

 

Чтобы внутренне противостоять манипулятору, скажите себе, что идёт некая игра. Так вы сможете контролировать ситуацию, а не действовать из-за ощущения неловкости или вины. Стоит ли кого-то «премировать» за попытки заставить вас чувствовать себя плохо!

 

Сохраняйте спокойствие, сосредоточьтесь на фактах, целях и общих интересах. Обсуждайте темы конкретно, не сердитесь, не старайтесь читать чужие мысли, будьте конструктивны.

 

Соблюдая нейтральность, покажите манипулятору, что вы понимаете его нужды, и сообщите ему, что вы по этому поводу думаете. Если завяжется разговор, то вы сможете решить, что потом делать в отношении объекта манипулирования.

 

Задавайте вопросы, слушайте, уточняйте, если не понимаете. Реагируйте конструктивно – не давайте оценок, говорите о действии, а не о человеке. Прежде чем высказывать мнение, расспросите других, стараясь понять их точку зрения, в том числе и отличную от вашей.

 

Будьте тверды, не давая загнать себя в угол, не соглашайтесь с мнением других только потому, что это сбережёт ваши нервы и время. Если надо, применяйте метод «испорченной пластинки», повторяя своё мнение в разных выражениях.

 

Если речь идёт о предотвращении манипулирования в коллективе, установите правила поведения, связанные с основными ценностями, и делитесь информацией – хорошо информированные люди чувствуют себя уверенно и не нуждаются в косвенных средствах влияния. И учите людей общаться: многие просто не умеют осуществлять свои желания без манипулирования или договариваться в сложных ситуациях.

 

Активная борьба

 

Определите, кто является главной целью вашей борьбы. При этом не стоит думать, что корень зла – непременно тот, кто занимает более высокую позицию. Искусство манипуляции людьми состоит и в том, что за верёвочки может дёргать и человек пониже.

 

Не атакуйте изо всех сил. Не поддавайтесь эмоциям, заставляющим действовать быстро. Даже если и будет кратковременный эффект, часто потом приходится за это дорого платить.

 

Не волнуйтесь. Основа манипулирования состоит в том, что, с одной стороны, разум контролирует эмоции, а с другой эмоции контролируют разум.

 

Раздражайте противника. Большинство наших проблем – от негативных эмоций. Мы считаем, что не имеем над ними власти, но на самом деле можем научиться их контролировать. Принцип манипулирования – выплеснуть эмоции, чтобы люди не могли мыслить трезво, становясь легко управляемыми.

 

Слушайте и не спорьте. Это прекрасный способ получить информацию и произвести хорошее впечатление, что поможет при манипулировании манипулятором.

 

Слухи и разговоры – самый простой, безопасный и необременительный тактический приём, который может доставить противнику массу неприятностей.

 

Не сомневайтесь сами, но заставьте противника сомневаться, чем раньше, тем лучше. Это поколеблет его самоуверенность, заставит делать ошибки и поможет остановить его на ранней стадии.

 

Будьте готовы, что ничего не получится, но не забывайте, что это просто игра, опыт, который можно обратить в свою пользу. В любом случае манипулятор задумается, а вы приобретёте ценные новые знания.

 

Черты злонамеренного манипулятора

 

Чрезмерное самовосхваление (преувеличение своих способностей и достижений, ожидание признания своего превосходства и ничтожных результатов других).

Убеждённость в своей исключительности, оценить которую смогут лишь особые или значительные люди.

Потребность в постоянном обожании.

Эксплуатирование отношений с другими людьми для достижения своих целей.

Отсутствие эмпатии, зависть к другим людям или уверенность в том, что они ему завидуют.

 

Кстати…

 

25% людей, как показал импровизированный журналистский опрос, считают манипулирование другими людьми, с целью защитить себя глубоко неэтичным.

12% опрошенных также отрицали подобный способ защиты, уточняя, что иначе ничем не будут отличаться от манипулятора.

14% опрошенных сомневались в том, что это следует делать.

31% считали, что это возможно, но в определённых пределах.

19% считают, что искусство манипуляции людьми следует знать, чтобы манипулировать манипулятором, чтобы защитить самого себя.

Метки:


Комментарии

В коментарии запрещено вставлять ссылки и личные данные (телефоны, адреса, е-маилы).

Оставить комментарии